Реставрация темперной живописи
 

Отдел – старейший в структуре ВХНРЦ. В первый период его деятельности (1918–1934) работа по реставрации произведений древней иконописи была поставлена на государственную основу, создана теория реставрации, спасены от уничтожения и раскрыты от поздних искажений древнейшие святыни XII – XIII веков, которые теперь входят в золотой фонд Третьяковской галереи, Русского музея и Музея-заповедника «Московский Кремль».

В 1940–1950-е годы сотрудники отдела спасали памятники древнерусского искусства, пострадавшие в годы Великой Отечественной войны. Постоянные выезды реставраторов в Новгород, Псков и другие города, работа в стационаре – важнейший этап этого периода истории отдела, в круг обязанностей которого в то время входила и реставрация фресок. В эти годы начались обследование фондов провинциальных музеев, консервационные работы на местах.

Сотрудники отдела выезжали в поисково-обследовательские экспедиции по «залесской» и «онежской» землям, в Архангельскую и Псковскую области. Комплексный подход, сложившийся в процессе работы, позволил подготовить экспозиции музеев Архангельска, Владимира, Сергиева Посада, Кириллова, Новгорода, Перми, Петрозаводска, Пскова, Ростова, Сольвычегодска, Суздаля, Ярославля. В результате планомерной практической и исследовательской работы были расширены представления о древних школах – псковской, владимиро-суздальской, Строгановской, о «северных письмах». Раскрытые памятники изучались и впервые публиковались в альбомах, экспонировались на выставках.

Плеядой реставраторов 1960–1990-х годов был создан мощный потенциал, позволивший говорить о рождении самостоятельной реставрационной школы. Для этих лет характерен поиск новых реставрационных материалов, разработка методик, в том числе по копированию древнерусской живописи. Отдел приобрел значение учебного центра, где проведено обучение десятков музейных реставраторов, студентов, зарубежных специалистов.

В настоящее время в состав отдела входит сектор реставрации полихромной деревянной скульптуры. С 1992 года осуществляется также экспертиза произведений древнерусской живописи.

Заведующие отделом: И.Э. Грабарь (1918–1930) и А.И. Анисимов (1930–1934); при общем участии И.Э. Грабаря (до 1960) и П.Д. Корина (1960–1964) Н.П. Сычев (1945 – 1948), Н.Е. Мнева (1948–1950), В.В. Филатов (1950–1959), Н.А. Гагман (1959–1975), Г.С. Клокова (1975–1977), А.Н. Баранова (1970–1980), Г.В. Цируль (с 1981).